Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Мнения экспертов

Студенты сейчас совсем другие...

Чего хочет современная молодежь? К чему стремится? Что предлагает университет, и почему с каждым годом студентами колледжа становятся все меньшее количество абитуриентов, хотя желающих тысячи? Об этом и не только говорим с проректором по учебно-методической работе и качеству образования, доктором экономических наук, профессором Дмитрием Кархом.   


- Дмитрий Андреевич, 20 июня началась приёмная кампания. Вас как проректора можно поздравить, или это все же стресс для университета?

- Никакого стресса. Нынешняя приемная кампания уже 57-я в истории вуза. Конечно, каждый год появляются новшества. В этом, например, по решению Правительства России в нашем университете увеличено количество бюджетных мест для участников специальной военной операции и их детей. Но в целом, ничего экстраординарного в правилах поступления в этом году нет. Сейчас документы, в основном, подают через интернет: «Личный кабинет» на официальном сайте УрГЭУ и портал «Госуслуги». Абитуриенты начали оформлять заявления уже с первых минут работы приемной комиссии, из тех, кто пришел лично, даже  выстроилась очередь -  мы оформляли почти 100 заявлений в час. А вообще системы университета прошли очень серьезное тестирование: наш университет может принимать до 40 заявлений в секунду (!), так что могу с уверенностью сказать, что вероятность технических сбоев при подаче документов сведена к «нулю». Работаем в штатном режиме.  

- И куда хотят поступать: в колледж, бакалавриат, магистратуру?

- Однозначно, в колледж. И такая ситуация по всей стране. Причем, зачастую поступают на базе образования 9 классов. Это связано с желанием родителей оградить детей от стресса при сдаче ЕГЭ. С каждым годом желающих учиться в нашем колледже становится все больше, а студентами становится все меньшее количество абитуриентов. В прошлом году мы приняли на 10% меньше ребят, чем в 2022 году. Средний балл аттестата у поступивших был 4,8, то есть приходят выпускники школ с хорошими знаниями, с высокими оценками. Конечно, мы могли бы постоянно увеличивать количество студентов. Но мы не гонимся за количеством, главное - качество подготовки. В небольших группах преподаватель может больше времени уделять каждому ученику, задача - передать знания и опыт, а не просто прочитать курс лекций. И надо сказать, наш подход дает свои плоды. Студенты, которых мы приняли в 2022-м, в этом году успешно завершили обучение и хорошо сдали демонстрационный экзамен, а это говорит о качественной подготовке обучающихся. В этом году, считайте, каждый десятый выпускник колледжа получит диплом с отличием.

- А многие ли выпускники колледжа стремятся получить высшее образование?

- Примерно 70%. По большей части продолжают обучение в Институте непрерывного и дистанционного образования УрГЭУ: выпускники колледжа учатся по ускоренной программе, диплом бакалавра получают через 2 года и 10 месяцев. Ребятам это интересно, потому что если после колледжа поступать в бакалавриат по общим правилам, то обучение займет стандартные четыре года. Оставшиеся 30% выпускников колледжа идут работать либо потому, что хотят применить знания на практике, либо, чтобы финансово встать на ноги, не зависеть от родителей. Опыт подсказывает, что через какое-то время и большинство из этих 30% вернутся в университет за знаниями, высшее образование важно, если человек намерен строить карьеру.  

- Дмитрий Андреевич, Вы преподаете в университете без малого четверть века.  Скажите, а студенты меняются? Меняется их мировоззрение, отношение к учебе? Или они такие же, как и десятилетия назад?

- Студенты сейчас совершенно другие! Не хуже и не лучше тех ребят, которые приходили в «нулевые». Другие. Нынешние молодые люди молниеносно осваивают технологии, умеют быстро находить информацию,  но при этом у них есть сложности с анализом информации, им сложновато делать выводы, формулировать мысли. Вдумайтесь, средняя школа почти отказалась от написания изложений - вот и результат! Лично мне бы хотелось гармоничного совмещения информационного пространства, искусственного интеллекта, творчества и традиционных ценностей, когда преподаватель стоит во главе угла преподаваемой дисциплины. Но общество сейчас не такое, как 20 лет назад. Для современных молодых людей возраст и ученая степень - не авторитет. Не в том плане, что они не уважают старших, а в том, что им неважно, сколько лет преподавателю, им важно, чего преподаватель добился в жизни. Они хотят учиться у целеустремленных и успешных. Им важно, как лектор преподносит материал, может ли он увлечь аудиторию, может ли привести конкретные примеры, как он говорит, владеет ли цифровыми технологиями. И это объяснимо: молодые люди выбирают ту модель поведения в жизни, которую они видят здесь, в университете.

- Вы сказали, что современная молодежь умеет находить информацию. А в сети сейчас колоссальное количество информации, невероятное количество коучей. Сможет ли когда-нибудь Интернет заменить вуз?

- Нет, не сможет. Мы уже столкнулись с тем, что у нас каждый второй умеет продавать и лечить. Но никто из нас не пойдет к врачу-самоучке, который получил «знания» в  интернете. Я тоже знаю, какие таблетки нужно принимать при головной боли, но причина головной боли может крыться в заболеваниях других органов, понимаете? В каждой сфере, не только в медицине, есть свои тонкости. И для того, чтобы стать специалистом, мало прочесть множество книг (при этом еще нужно знать, что именно читать), нужно уметь интерпретировать информацию, а для этого необходимо общаться с профессионалами, знающими свое дело «от» и «до». Возьмем маркетинг. Доказано: от того, как расставлена мебель в магазине, зависят продажи. Вы невольно потратите на 20% больше, если прилавки будут расставлены в определенном порядке. Прочесть об этом в интернете можно, но для того, чтобы правильно применить, нужен знающий человек. А наши преподаватели обладают не только теоретическими, но и практическими знаниями. Повторю: мы - за качество подготовки.


 

- Каким Вы как проректор по учебно-методической работе и качеству образования видите будущее высшей школы?

- Я думаю, что должна быть некая коллаборация или симбиоз академических знаний и практической подготовки. Современные реалии таковы, что одной только теории мало. Технологии развиваются семимильными шагами - каждый день что-то новое. И мы сейчас уделяем большое внимание практике. Мы не просто отводим огромное количество часов на практику, мы вводим образовательные программы, разработанные совместно с крупнейшими предприятиями Урала:  наряду с доцентами и профессорами лекции читают специалисты ведущих банков, заводов региона. И это опять-таки говорит о качестве подготовки, о том, что у работодателей есть интерес к нашим выпускникам. Сегодня бесполезно пытаться заполучить в работники наших студентов 4 курса, они уже все трудоустроены! И руководители предприятий сами выходят с инициативой о сетевом взаимодействии, в этом случае у них есть возможность заранее набрать сотрудников, оценить навыки, таланты студентов. Студент, в свою очередь, посещая предприятия -  а часть занятий проходит на площадках работодателей - понимает, что он уже знает, чего еще не знает, и это повышает интерес к учебе. Но! Без академических знаний обойтись нельзя. Поверьте, слабая теоретическая подготовка в будущем даст о себе знать, не лучшим образом отразится на работе, на карьере.

- В заключение вернемся к тому, что сейчас для молодежи очень важна успешность преподавателя. Преподаватели оправдывают ожидания молодых?

- А по-другому нельзя. Мы все больше вводим в образовательные программы «цифру», без которой сегодня невозможно обойтись. Высшее экономическое образование не может быть оторвано от жизни. Это им, сегодняшним студентам, завтра  строить экономические модели, внедрять законы и новые технологии, обеспечивать суверенитет державы. Но преподаватели осваивают все новое не потому, что должны. Знаете, работая с молодыми, невозможно остановиться в саморазвитии: ты заряжаешься их энергией, вдохновляешься их желанием покорить мир, совершать открытия. Работая с молодыми, ты и сам остаешься молодым. Это ли не счастье?

 

К чему стремится молодежь, и что предлагает университет? Интервью проректора по учебно-методической работе и качеству образования Дмитрия Карха

Пресс-служба УрГЭУ

Просмотров: 577
Поделиться:

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервиса Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

Согласен