Цифровые технологии в образовании остаются актуальной темой для дискуссии. Университеты по всему миру ищут способы создания комфортной электронной образовательной среды, с помощью которой можно построить эффективный учебный процесс. На пленарном заседании конференции выступили спикеры из разных вузов и организаций, чтобы обсудить возможности и зоны развития высшего образования в условиях глобальной цифровизации.
Ректор УрГЭУ Яков Силин выступил с приветственным словом и поздравил участников с началом учебного года: «Традиционно начало учебного года сопровождается проведением научно-практической конференции, которая посвящена проблемам организации образовательного процесса на текущем этапе. Исходя из нашей практики и тех тенденций, которые формируются сейчас в системе высшего образования, исходя из стратегического видения развития нашего университета, мы предложили программу конференции. Мы с вами заинтересованы в получении нового опыта. Хорошей нам работы и положительных результатов!»
Проректор по учебно-методической работе и качеству образования УрГЭУ Дмитрий Карх в своем докладе рассказал об основных векторах развития вуза, исходя из концепции, предложенной Министерством науки и высшего образования. Целью номер один стало совершенствование, модернизация и цифровизация учебной деятельности. «Мы используем различные методы цифровизации. Это и применение смешанного обучения, и разработка собственных онлайн-курсов, и использование курсов вузов-партнеров и многое другое. За период пандемии университет провел большую работу по модернизации оборудования. Как мы с вами знаем, современная техника и программное обеспечение крайне важно для успешной цифровизации образовательного процесса», — отметил проректор.
Дистанционные технологии в образовании перестали быть чем-то экстраординарным. Теперь это неотъемлемая часть учебного процесса. Директор Института дистанционного образования ТюмГУ Сергей Толстогузов: «К 2020 году мы создали 30 полномасштабных онлайн-курсов от 2 и более зачетных единиц. Чтобы создать этот обучающий материал, мы оборудовали профессиональную студию записи, сформировали коллектив продюсеров, режиссеров монтажа, операторов и инженеров, разработали программу повышения квалификации для преподавателей. Мы размещаем контент на разных образовательных платформах, что помогает расширить круг наших слушателей».
Директор Института дистанционного образования ТюмГУ Сергей Толстогузов
Координатор проектов ЭРАЗМУС+ Марина Видревич в своем выступлении рассказала о том, как трансформируется система высшего образования в России под влиянием пандемии COVID-19. При переходе на дистанционное обучение многие российские вузы столкнулись с такими проблемами, как отсутствие инфраструктуры, опыта и необходимого оборудования, нехватка живого общения, навыков самостоятельной работы у студентов. «Все эти проблемы нужно решать в комплексе. Мы предлагаем создание единого дистанционного образовательного стандарта, массовую переподготовку преподавателей, обеспечение информационной безопасности. Пандемия выявила множество зон развития цифрового образования в России, и нам предстоит большая работа».
Пандемия внесла коррективы в стратегии вузов по привлечению и удержанию иностранных студентов. Большинство учебных заведений перешли на дистанционное обучение, что вызвало проблемы в коммуникации преподавателей со студентами. Для разрешения этих проблем необходима комфортная цифровая среда. Генеральный директор ООО «Ай Пи Ар Медиа» Наталья Иванова рассказала о платформе «Русский как иностранный» (РКИ), на базе которой возможно формирование цифровой среды для обучения иностранных студентов.
Генеральный директор ООО «Ай Пи Ар Медиа»Наталья Иванова
Проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве РФ Екатерина Каменева в своем докладе поделилась опытом проведения профессионально-общественной аккредитации. «Наша цель — не просто повесить значок на нашу программу, а провести реальную актуализацию своих программ и сохранить высокий имидж учебного заведения», — отметила Екатерина Каменева.
Генеральный директор Независимого Агентства аккредитации и рейтинга (НААР/IAAR) Алина Жумагулова и советник Агентства Ольга Яновская представили доклад на тему: «Международная аккредитация — вектор развития экспорта российского образования», рассказали о деятельности своей организации и принципах международной аккредитации образовательных программ.
Помимо выступлений спикеров в рамках конференции прошла насыщенная образовательная программа. Были организованы мастер-классы и Круглые столы на общую тему: «Высшее образование после пандемии — тренды и вызовы», где участники делились своим опытом работы в период карантина. Также любой желающий мог пройти обучение работе в ЭМОС университета.
Для школ и колледжей был представлен профориентационный образовательный проект «Будущее строим вместе. Новые возможности для каждого». Презентацию в формате видеоконференции посетили школы Алапаевска, Копейска, Нижнего Тагила, Асбеста и Евпатории.