Ученые УрГЭУ обсудили перспективы онлайн-обучения с представителями зарубежных университетов. Площадками конференции стали: Уральский государственный экономический университет, Ташкентский государственный экономический университет, Нижнетагильский торгово-экономический колледж и Уральский государственный колледж имени И.И.Ползунова.
Цель конференции – обсуждение лучших практик и инструментов форматирования ключевых компетенций цифровой экономики и Soft skills у обучающихся, а также актуальных вопросов в сфере создания экспортных возможностей для малого и среднего бизнеса, развитие евразийского экономического сотрудничества.
Участниками конференции стали семь учебных заведений: Уральский государственный экономический университет, Ташкентский государственный экономический университет, Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Новосибирский государственный университет экономики и управления, Уральский государственный колледж имени И.И.Ползунова, Нижнетагильский торгово-экономический колледж. Организатором конференции в УрГЭУ выступила директор Института непрерывного и дистанционного образования УрГЭУ Екатерина Ялунина.
С приветственным словом выступила проректор по дополнительному образованию и профориентационной работе УрГЭУ Елена Князева. Она пожелала участникам высоких результатов в реализации поставленных задач в цифровой экономике, особенно в развитии онлайн-образования.
Проректор по научной работе Уральского государственного экономического университета Виктор Ковалев выступил на открытии дистанционно. Он находится на площадке Ташкентского государственного экономического университета и впервые поприветствовал коллег из УрГЭУ по видеосвязи. Проректор по учебной работе Ташкентского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор Мансур Эшов и проректор по научной работе и инновациям Ташкентского государственного экономического университета Гульнора Абдурахманова открыли площадку и провели секцию на базе Ташкентского государственного экономического университета совместно с проректором по научной работе УрГЭУ Виктором Ковалевым.
Пленарное заседание конференции открыла первый проректор Международного банковского института имени Анатолия Собчака, кандидат экономических наук, доцент Анна Затевахина. Она выступила с докладом «Дисбаланс интересов в системе экономической безопасности в условиях цифровизации», говорила о необходимости сведения к минимуму последствий столкновения интересов.
Директор Уральского государственного колледжа имени И.И.Ползунова Андрей Козлов в своем докладе рассказал о возможностях электронного колледжа Свердловской области, отметив, что Средний Урал занимает второе место в России по частоте обращений к образовательной платформе «Сферум», позволяющей проводить онлайн-конференции. А это значит, что в нашей области дистанционное образование развито на высоком уровне.
Проректор по научной работе Полоцкого государственного университета, кандидат политологических наук Ирина Бурая выступила с докладом «Роль университета в развитии цифровой экономики». Спикер подчеркивает, что в современном мире выпускникам вузов крайне важны цифровые компетенции, так как такие навыки дают преимущество молодым специалистам на рынке труда. Также Ирина Бурая поделилась опытом создания Центра smart-образования. Он предполагает разработку образовательных курсов совместно несколькими университетами.
Директор Института экономики и управления НГИЭУ, доктор экономических наук, профессор Ольга Фролова презентовала тему «Проектная деятельность в институте экономики и управления как драйвер изменений». Она отметила, что именно проектная деятельность помогает выпускникам стать успешными специалистами, так как развивает умение работать в команде, навык публичных выступлений и творческие способности молодежи.
Первый проректор Барановичского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент Владимир Климук представил доклад "Реализация модели "Университет 3.0" в учреждениях высшего образования Республики Беларусь". Доклад получил большой отклик среди участников конференции. Спикеру задавали много вопросов, тема вызвала большой интерес.
После пленарного заседания участники конференции перешли к обсуждению отдельных тем (работе в секциях): «Проблемы цифровизации экономики, права и образования», «Цифровая экономика и онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия», «Правовое регулирование цифровой среды», «Российский и зарубежный опыт внедрения онлайн-образования» и «Онлайн-образование как инструмент совершенствования учебного процесса».
Модератором секции «Российский и зарубежный опыт внедрения онлайн-образования» стала профессор кафедры государственного и муниципального управления УрГЭУ Наталья Власова. В качестве участников выступили эксперты Уральского государственного экономического университета, Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Уральского государственного педагогического университета, Белорусского государственного экономического университета, Санкт-Петербургского государственного экономического университета и гимназии №13 г.Екатеринбурга. Они защитили доклады на темы, связанные с опытом использования дистанционных платформ, проблемами и возможностями удаленного формата обучения. Например, заместитель заведующего кафедры экономики труда и управления персоналом УрГЭУ Марина Чудиновских представила научно-исследовательскую работу под названием «Рынок онлайн-образования в России: итоги 2021 года и прогноз на 2022 год». Она рассказала о возможностях интерактивного взаимодействия с учащимися: «В условиях пандемии коронавируса резко возросла доля малых и средних компаний, которые занимаются интернет-платформами: появилось очень много сервисов для детей, а также для молодых людей, например, связанные с фитнесом и поддержанием здоровья. Мне бы хотелось рассказать собравшимся конкретно о возможностях онлайн-обучения, которые также продвинулись в середине 2020 года и по-прежнему идут в ногу со временем. Наверно, вы знаете о платформе «Stepik», опираясь на которую я создала выборку по количеству пользователей самых популярных сегодня дистанционных курсов. Очень интересным мне показался учебный кейс о подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку. Его создал в одиночку наш соотечественник, такое же, как и мы, физическое лицо, и более 157 тысяч человек воспользовались разработанным им ресурсом".
Обсуждая актуальные вопросы, ученые говорили, что, конечно, онлайн-образование не отменит привычных очных и заочных форм обучения, но в условиях глобализации интернет-технологии являются одними из самых важных инструментов в сфере образования.