Библиотеки высших учебных заведений – локомотив знаний для студентов. Без современных библиотечных комплексов невозможно получать образование и двигать науку. Как живет и развивается информационно-библиотечный комплекс (ИБК) УрГЭУ рассказывает его руководитель Людмила Сажко.
– Людмила Александровна, какие задачи стоят перед ИБК по обеспечению образовательного процесса?
– Главная задача ИБК – предоставлять доступ ко всем возможным печатным и электронным ресурсам. Библиотекари должны обеспечить информационными ресурсами все направления подготовки в достаточной степени и в соответствии с нормативными требованиями. Это подразумевает поиск, отбор, систематизацию, предоставление доступа, создание собственных электронных информационных ресурсов по отдельным дисциплинам.
Библиотека несет ответственность за качество предоставляемых ресурсов. Поэтому много времени уделяется их оценке – изучению отзывов, статистике обращений, обеспечению обратной связи с нашими пользователями.
ИБК обеспечивает оперативность и скорость поиска информации, создавая систему навигации в информационном пространстве. Найти достоверную информацию в интернете сложно, поэтому библиотекари делают подборки ресурсов с учетом изменяющихся потребностей университетского сообщества.
Мы оказываем консультационную поддержку студентам и преподавателям при поиске информации, обучаем навыкам работы с информационными системами разного уровня. Оказываем персональную информационную поддержку отдельным преподавателям и ученым.
Выполняя важную задачу по сохранению научного наследия педагогов и ученых, ИБК ведет полный библиографический учет их публикаций.
– ИБК – это ведь не просто библиотека в классическом понимании, расскажите о возможностях комплекса.
– Информационная система библиотеки является составной частью единой информационной образовательной среды университета. В то же время ИБК самостоятельно разрабатывает свою систему, но полностью подчиняет ее потребностям вуза. Работая в АБИС Ирбис64, практически все библиотечные процессы мы перевели в электронный формат: каталогизацию, комплектование, обеспеченность учебной литературой, обслуживание читателей, прием и выдачу книг, подготовку отчетных форм и выполнение других операций, предусмотренных библиотечными технологиями.
Для читателей реализованы функции электронной библиотеки: работа из любой точки, где есть интернет, все традиционные виды поиска в электронном каталоге, доступ к полнотекстовым ресурсам, авторизованный и свободный, доступ к электронным сервисам, таким, как удаленный заказ литературы, просмотр электронного формуляра, виртуальная справка, составление списков учебников по дисциплинам.
– В свете перехода вузов на дистанционное образование, что изменилось в работе ИБК?
– Практически все процессы в нашей библиотеке осуществляются в АБИС Ирбис 64. Поэтому мы без особых сложностей перешли на удаленный режим и можем обеспечить полноценную работу как читателей, так и библиотекарей. Единственное, что пока библиотека не может сделать удаленно – выдать и принять традиционную печатную книгу. Зато студентам предоставлен огромный перечень электронных учебников, периодических, справочных изданий, статистической и другой информации как из подписных баз данных, так и из открытых интернет-ресурсов. Библиотека ведь не только формирует подписные коллекции электронно-библиотечных систем и баз данных, но и агрегирует на своем сайте информацию об открытых источниках знаний. Причем, для просмотра электронных ресурсов студенты могут использовать мобильные устройства в любое удобное для них время. Через наш web-каталог предоставлен доступ к видеолекциям преподавателей УрГЭУ. В условиях дистанционного обучения этот ресурс стал одним из самых востребованных.
Наши традиционные формы работы мы тоже перевели в web-формат: презентации, виртуальные выставки, подкасты с обзорами литературы, библиографические указатели публикаций преподавателей УрГЭУ, списки учебных изданий различной тематики с максимальным включением полных электронных версий.
Мы, сотрудники ИБК, постоянно находимся на связи и со студентами, и с преподавателями: удаленно предоставляем доступ к нашим ресурсам, регистрируем пользователей, помогаем подготовить списки к научным, дипломным работам и консультируем по поиску информации. Для этого используем чат ИБК, виртуальную справочную службу, социальные сети, конечно, электронную почту. Мы стараемся максимально оперативно реагировать на запросы наших пользователей. Но с их стороны зачастую не получаем ответа, в какой степени работа библиотеки соответствует их потребностям.
— Какие сервисы ИБК являются, на Ваш взгляд, самыми популярными у студентов? У преподавателей?
— Студенты всё активнее пользуются электронно-библиотечными системами и базами данных. Самостоятельно просматривают электронный формуляр и продлевают online сроки пользования книгами, задают вопросы в чате, заказывают списки литературы по темам курсовых и дипломных работ.
Преподаватели чаще пользуются web-картотекой книгообеспеченности дисциплин, возможностью составления списка литературы для рабочей программы дисциплины и аннотации к ней. Популярна услуга индексирования изданий. Часто заказывают списки источников по темам исследований.
— Людмила Александровна, поделитесь планами по совершенствованию, модернизации ИБК на следующий учебный год.
— Планируем отремонтировать нашу представительскую зону – зал каталогов на 4 этаже 2 учебного корпуса, сделать его более комфортным. Хотелось бы обновить и расширить компьютерный парк и в зале каталогов, и в читальном зале. Давно мечтаем приобрести автоматическую станцию для возврата книг читателями.